Expandmenu Shrunk


Мечты о далёком городе

IMG_4667

Мечты сбываются.
И это непреложный факт.
Вся наша семья вот уже несколько лет мечтала побывать в самом прекрасном городе нашей страны – Санкт-Петербурге. Мечты мечтами, а так просто не сядешь и не поедешь – повода нет, денег нет, времени нет и т.д. Главное, повод! И вот, он свалился на нас совершенно неожиданно, этот повод. Конкурс «Пейзаж родной земли» в лицее имени Б. В. Иогансона, при Академии художеств им. И. Е. Репина («Репа», как её ласково называет каждый, кто причисляет себя к разряду художников). Моей дочери Катерине, она уже пятый год занимается в художественной школе, предложили участвовать в конкурсе. Её учительница, Ольга Викторовна Шмелькова, считала, что Катин академический рисунок подходит к формату данного конкурса. Первый этап был заочный, нужно было отправить лишь несколько фотографий уже готовых работ. К нашей величайшей радости Катя прошла этот этап. Единственная во всей Оренбургской области она была приглашена на очный тур!
Решение о поездке было принято мгновенно. Никто в нашей семье даже не подумал о том, что мы можем не ехать.
Питер встретил нас ласково — лёгким морозцем и солнцем. Говорят, для Питера это величайшая удача — солнце. Но, наверное, это мы из нашей солнечной степи прикатили его за собой. Встретила нас моя племянница Даша, ей 20 лет и она студентка-третьекурсница. Первое что мы сделали по приезде — заскочили на смотровую площадку Исаакиевского собора. Именно заскочили, ведь было уже больше пяти, и мы спешили охватить взглядом медленно погружающийся в темноту город. А потом катались на катере по тёмным каналам Петербурга. Было холодно, накрапывал дождь, город мы увидели как череду огней.
На следующий день Катя, в числе прочих конкурсантов, прошла регистрацию в художественном лицее и оставила там три работы для выставки. На этом все официальные мероприятия закончились, и у нас оказалось много свободного времени. Мы отправились в Эрмитаж пообщаться с импрессионистами. По дороге заглянули в букинистическую лавочку, где за 25 рублей можно купить практически любую книгу. А вечер провели в венценосном Таврическом дворце на концерте органной музыки. Вечер с Бахом! Такое не забывается.
Третий день прошёл не менее интересно. Мы вместе ходили на мастер-класс по офорту. Надо признаться, что столько лет интересуюсь искусством, а что такое офорт не представляла. Понятно, что это какая-то техника, но какая? Чем она отличается от рисунка? Та же бумага, те же линии, акварель. Под крышей питерской мансарды, с огромными окнами и видами на рыжие кровли соседних домов, располагалась мастерская молодого, но уже именитого художника Дмитрия Марголина. Он в свое время учился в этом училище, затем закончил «Репу», а теперь преподаёт здесь и творит здесь же. Подняться на четвёртый этаж, а потом по деревянной шаткой лестнице ещё выше и оказаться в мастерской художника! Ощущения? Это всё равно как взять и залезть в душу художника, натягивая на себя тонкую, прозрачную, но абсолютно ощутимую её структуру. При этом ощутимую душой же. Неровно залитые цементные полы, стеллажи с полотнами, мольберт с неоконченным портретом, скульптура в человеческий рост, замотанная в простыни и от этого устрашающая. И посредине всего этого великолепия — чугунная машина-станок для изготовления офортов.
Всё просто. С помощью специальных ножей на металлической доске выскабливается рисунок. Глубина царапины зависит от того, какую линию предполагает увидеть мастер — тонкую или более жирную. Затем наносится слой специальной краски, затем она стирается обычными газетами для того, чтобы краска осталась лишь в углублениях. А дальше дело техники — на металлический лист накладывается лист влажной бумаги, накрывается тканью и сверху прокатывается тяжёлый валик офортного станка. Необходимо приложить усилия, когда крутишь тяжёлое чугунное колесо. Есть и свои тонкости — нельзя останавливаться пока валик не пройдёт по всей поверхности листа. Ву-а-ля! Перед нашим взором офорт. Дальше уже можно делать с ним, что душе угодно — оставить так или добавить цвета, пастелью либо акварелью. Это уже капризы мастера.
Возможно, в наше время такая хлопотливая работа не оправдывает себя, она устарела и сегодня в этой технике работают единицы. Но когда-то именно благодаря изобретению офорта мир узнавал о произведениях Леонародо, Рафаэля, Дюрера, Рембранта, Гойи…
Получив не только новую информацию, но и бездну удовольствия в тот же день мы поспешили на спектакль «Мастер и Маргарита». Но, как оказалось, искусство не всегда оставляет в душе тёплый след волнения и восхищения, иногда оно вызывает возмущение и брезгливость. Три часа пытки современным искусством были компенсированы прогулкой по вечернему городу.
Четвёртый день, как и следовало ожидать, был самым сложным — это был конкурсный день. На изображение пейзажа родной природы конкурсантам отводилось шесть часов. С собой можно было взять небольшой эскизик своего будущего произведения. Конечно, Катя с Ольгой Викторовной составили очаровательный, чисто кувандыкский пейзаж с плюшевыми холмами, уютной деревенькой и трудяжкой лошадкой. Но, если честно, ещё в первый день, когда оформлялась выставка, мы поняли, что шансов у нас нет. Уровень конкурсантов был очень высок, 100 человек со всех уголков России в те дни съехались в Питер и им было что показать. Там были ребята из Москвы, Екатеринбурга, Крыма, Ростовской и Волгоградской областей, из Читы и Хакасии. У каждого своя школа, своя техника и свой стиль. Но, «я сделал всё, что смог»! Из всей этой поездки моя дочь вынесла самый главный вывод — нужно много работать, чтобы чего-то добиться в этой жизни.
Восстановить потраченные силы мы решили в классическом театре имени В. Ф.  Комиссаржевской. Спектакль по произведениям Н. В. Гоголя в небольшом уютном зале тронул до слёз своей искренностью и правдоподобием. И всё-таки искусство оставляет в душе тёплый след волнения и восхищения!
До отъезда нам оставалось полтора суток, и это время мы не тратили даром: посетили дом-музей А. С. Пушкина, Русский музей, Александро-Невскую Лавру и ещё раз сходили в театр. На сей раз это был театр эстрады имени Райкина с неподражаемой, великолепной «Фридой». Полтора часа наслаждения испанской музыкой и фламенко! Ни слова в этом спектакле не было произнесено на русском языке, но всё было понятно. И всё восхищало! На следующий день мы уехали…
Иногда мне кажется, что если бы я жила в этом городе, то мне хватило бы только его одного. Это любовь? Безусловно. Любовь к совершенству.

Юлия Удалова

г. Кувандык

 

IMG_4639                IMG_4641

 

IMG_4638

 

 

IMG_4679           IMG_4643