Expandmenu Shrunk


Статьи


SAM_6573

 Александр Зеленцов

СВЯТАЯ К МУЗЫКЕ ЛЮБОВЬ

Александр Анатольевич Доронькин известен в нашем районе как увлечённый человек, баянист, пропагандист народной музыки, организатор известного ансамбля «Кувандыкская гармонь», единственного в своём роде в Оренбургской области. С ним я встретился в его рабочей комнате на втором этаже Муниципального центра творчества и досуга.
- Александр Анатольевич, как вы стали музыкантом?
- В моей семье музыкантов не было. Родители — потомственные рабочие: отец трудился всю жизнь на заводе в Нижнем Новгороде, мама — на строительстве. А мне самому с детства хотелось играть на баяне, никто не заставлял и не подталкивал. Учись, хоть один музыкант будет, сказали родители, и с третьего класса общеобразовательной школы я поступил в музыкальную. Потом окончил Горьковское музучилище по двум специальностям: преподаватель детской музыкальной школы по классу баяна и дирижёр оркестра русских народных инструментов. Армейскую службу проходил в Ясном: попал в дивизионный оркестр, где освоил медные духовые инструменты. Здесь остался и на сверхсрочную службу старшим инструктором военных оркестров. В общей сложности прослужил около десяти лет.
- А какими судьбами попали в «Долину счастья»?
- В Ясном познакомился со своей будущей женой, она у меня из Кувандыка. Вот так после службы и стал кувандычанином. Поначалу работал в общеобразовательной школе в Кашкуке. Потом началась перестройка. Чтобы как-то выжить, ушёл на железную дорогу, так что кувалда и лом хорошо знакомы, пришлось подержать. Потом около десяти лет — в пятой школе, после чего постепенно перебрался сюда, в Муниципальный центр. Несколько лет вёл духовой оркестр с детьми, а потом к очередному мероприятию решил собрать гармонистов. Сначала было всего три человека. Прибавлялся и менялся состав, кто-то приходил, кто-то уходил, а в последние несколько лет уже действует слаженный ансамбль гармонистов.
Чего удалось достичь коллективу за эти годы?
- Достижения не раз отмечались (показывает на шкаф с множеством дипломов и грамот). В прошлом году наш ансамбль ездил на Второй Международный фестиваль имени Геннадия Заволокина. Для проведения фестиваля под Новосибирском, на месте его гибели, построили творческую «деревню». Всё прошло на высоком уровне, нам понравилось. На праздник съехалось много прекрасных гармонистов. Мы участвовали в областном фестивале народного творчества «Обильный край, благословенный», где получил диплом лауреата.
Знаю, что успех ансамбля основывается и на поддержке ваших многочисленных друзей…
- Хочется поблагодарить моих друзей-музыкантов Олега Воронина, Петра Литовкина, Алексея Сыругина — руководителя хора «Родничок». Они много помогали мне  в подготовке к участию в фестивале. Во-первых, нам надо было расширить состав ансамбля, во-вторых, мы, музыканты, часто обращаемся друг к другу по вопросам подбора репертуара. Так что без их содействия многое не получилось бы. Мы ведь друг у друга учимся. Спасибо за поддержку и коллегам, которые не играют в ансамбле, но во многом помогают, — это Сергей Липатов и Владимир Полунин.
«Кувандыкская гармонь» существует на общественных началах. Интересно, что притягивает к ней музыкантов?
- В «Кувандыкской гармони» много увлечённых людей, готовых часами разучивать, репетировать те или иные номера.
Состав ансамбля неоднородный, в нём и жители  Медногорска, и люди из деревень. Бывает, конечно, что капризничают, тем более что некоторые в солидном возрасте. Но я показываю им на прохожих: вот люди идут с предприятия домой, а что они видят, кроме работы и дома?! А вы где только не побывали! В нашем активе — поездки не только в Новосибирскую, но и в другие области и районы Оренбуржья. Часто ездим и по нашему району. У ансамбля огромный творческий потенциал, и он, уверяю вас, ещё не раз порадует слушателя и зрителя своими успехами.

От автора. Только человек, обладающий самобытным талантом и неиссякаемой любовью к музыке, мог создать народный коллектив, блеснувший на многих фестивалях и мероприятиях. Таков А.А. Доронькин. Можно без преувеличения сказать, что ансамбль гармонистов стал визитной карточкой нашего района и города. Так пожелаем Александру Анатольевичу и его коллективу новых творческих успехов и побед. Пока есть такие люди, народная музыка в России будет жить. И, конечно, найдутся земляки, которые поддержат ансамбль в его дальнейшей работе.

газета «Новый путь»
16 сентября 2014 г.

 

SAM_6577                             IMG_4004

 

………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 

SAM_3977

Александр Зеленцов

ОЧАРОВАНИЕ ДЕРЕВЯННЫХ КРУЖЕВ

Тёплым мартовским днём, предварительно созвонившись, отправляюсь к мастеру художественного выпиливания Владимиру Ильичу Пылайкину.
Солнце пригревает, играет лучами на первых лужицах на дороге. «Настроение весеннее, всё радует: и тёплый день, и ветерок, и гомон птиц. «Дождались», — слышится в воробьином щебете.
И вот он, дом с резными наличниками, весь словно теремок из детской сказки. Как в знаменитой песне про Вологду: «В доме, где резной палисад». Делаю несколько фотографий с деревянными кружевами на здании. Вхожу в калитку, и сразу открывается дверь. Приветливая хозяйка приглашает меня в дом: «Проходите».
Переступаю порог и попадаю в сказку. Здороваюсь с Владимиром Ильичом и знакомлюсь с хозяйкой. О цели моего визита мы поговорили по телефону. Я прохожу, и начинаем непринуждённый разговор.
Любуюсь работами Владимира Ильича: ажурными башенками, светильником, люстрами, зеркалами в разном обрамлении, шкатулками со сказочными миниатюрами, вазочками, подсвечниками и знаменитыми часами. Просто не верится, что все эти ажурные творения собраны из сотни маленьких частей, нежных и хрупких на вид. Собраны в одно, а сделаны простым лобзиком.
Вопрос Владимиру Ильичу:
- Когда вы начали заниматься выпиливанием?
- Это было в восьмом классе в городе Челябинске.
В непростое послевоенное время мальчик из семьи педагогов первый раз взял в руки пилку для лобзика. И полились кружевные узоры, которые уже полвека радуют своей кажущейся простотой и нежностью, теплом сердца человека, влюблённого в своё дело.
Татьяна Михайловна приносит каталоги работ, рассказывает о них и хочет уйти. Мне кажется, что именно она является главным идейным вдохновителем художника. Прошу её остаться.
Разговор переходит в другое русло. Владимир Ильич рассказывает о работе в Якутии главным энергетиком в компании по добыче алмазов.
Хозяйка приносит газету «Вестник Алроса». Показывает статью главного энергетика фабрики №12 компании «Алроса» А.А. Голикова, где тот пишет про своего учителя и наставника В.И. Пылайкина много тёплых и добрых слов. Это приятно, когда не забывают, помнят. Добрые слова окрыляют человека, дают ему заряд энергии, что особенно необходимо пенсионеру.
Непринуждённая беседа в атмосфере добра и взаимопонимания, царящего в этом доме, весеннее солнце, играющее на ажурной вязи работ Владимира Ильича… На время я забываю о фотоаппарате, и блокнот совсем не нужен. Уже всё понятно: что и как будет написано.
Задаю вопрос хозяйке:
- Татьяна Михайловна, а сколько лет вы вместе?
Она отвечает, что познакомились в Якутии и уже двадцать лет вместе. Рассказывает, как приехала в Кувандык, купила дом, а Владимир Ильич ещё работал на Севере. Ждала, обустраивалась. Когда приехал муж, решила сделать резные наличники. Где найти специалиста? Попросила супруга, а он через несколько дней принёс в дом резной красивый наличник. Где сделал? Кто?
А он с улыбкой:
- Я сам могу.
Так и появился на улице Победы резной теремок — украшение нашего города.
Татьяна Михайловна увлекается разведением цветов, показывает фотографии своих клумб. Рассказывает про ананас, который подарили, и вздыхает:
- Болеет — вот рассадила, а он приболел, вянет.
С воодушевлением повествует, как ищет эскизы и чертежи для новых работ.
- Нахожу что-то интересное и прошу мужа: сделай вот эту вещь. Он сначала отнекивается, а потом принимается за работу. Вот так и рождаются эти прекрасные творения.
- Мы много дарим, — продолжает хозяйка. — Гости смотрят, восхищаются, не могут оторваться от понравившейся шкатулки или вазочки, как маленькие дети. Вот так и не уходят без подарка.
Я прошу Татьяну Михайловну и Владимира Ильича сфотографироваться вместе. А потом фотографирую работы, слушая рассказ про то, как они делались. Владимир Ильич показывает, как много деталей и как их надо точно подогнать и собрать в единое целое. Без знаний геометрии и математических расчётов не обойтись. Фотографирую новые изделия. Сколько нужно душевных сил вложить в работу, чтобы получилось деревянное кружево!

Невольно вспоминаю строки Бориса Пастернака:

На озарённый потолок

Ложились тени,

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы скрещенья.

Солнечный свет на резной тумбочке создавал эффект пламени, языки этого иллюзорного огня переливались и играли причудливыми тенями, меняя узоры. Это игра света и тени придавала узору ещё большую красоту.
А ангел на маятнике часов трубил гимн, паря над всем этим великолепием ажурного кружева.
Фотографирую новые работы — это деревянное обрамление часов. Нет ни одной повторяющейся детали, работы просто великолепны, в них душа мастера.
Вот ваза, которую Владимир Ильич назвал шутливо супницей. Вот шкатулка-колобок, на каждой грани изображена сценка из сказки: и медведь с волком, и бабка с дедом, и лиса-плутовка.
А вот в красном углу стоят часы с башней, причудливые узоры которой чем-то напоминают храм великого Гауди или собор Парижской Богоматери.
Я спрашиваю Владимира Ильича о его мечте. А мечта у мастера простая: чтобы больше людей увидели его работы.

Газета «Новый путь»

10.04.2014 г.

 

IMG_0492         IMG_0500         IMG_0519

 

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

в-розовомЕлена Огнева

МОРДОВСКИЕ БЛИНЫ КАК ПРЕДЧУВСТВИЕ

Если погода совсем не радует и хочется праздника, а его всё нет и нет, поправить ситуацию можно кардинально, так делают многие женщины, — сварганить что-нибудь вкусненькое и необычное.

Рецепт, которым я хочу поделиться, передала мне одна из «хозяюшек» мордовского подворья Елена Зимскова, жительница села Краснощёково. Месяц назад, одетая в яркую, праздничную, традиционную для этого народа одежду, она, как и её другие нарядные соучастницы инсценировки-представления, гостеприимно привечала делегатов августовского совещания учителей. Тогда были накрыты столы под открытым небом, среди прочих угощений стояла крынка с квасом, на тарелке аппетитной стопкой лежали мордовские блины. Вот про них-то, необычных, и пойдёт рассказ.

Многие знают, что рецептов выпекания блинов огромное количество: дрожжевые и не дрожжевые, с припёком и без… Но особнячком в этом списке всё же мордовские — толстые и пышные. Они делаются, впрочем, как и блины всех финно-угорских народов, из всевозможных круп и их смесей: гречневых, гороховых, пшённых, пшеничных.

Набор продуктов: десяток яиц, стакан сваренной в одном литре воды и остуженной пшённой крупы, килограмм манной крупы, одну столовую ложку дрожжей, например, Пакмайя, молока или воды два стакана, чуть-чуть постного масла, соли и сахара по своему вкусу.

Итак, пшено нужно остудить, добавить молока, дрожжей. Когда всё это начнёт подниматься, добавить соль-сахар, манную крупу и дать опять подняться, а затем, помешивая, вбить по одному яйца. Добавить немного постного масла и выпекать.

Блины получаются очень сытные, считай, поел кашки! И хоть с квасом их, хоть с чаем, да за милую душу!

А после того, как их откушаешь, и мысли-то становятся неторопливыми, хочется уж философствовать о «высоких материях». Для большего эффекта, для драйва можно в Интернете найти видеозапись с концерта композитора Валерия Дидюли, его произведение под названием «Полёт на Меркурий». Тогда и вовсе произойдёт алхимический процесс — мордовское национальное блюдо и убедительная музыкальная феерия белорусского виртуоза-гитариста сформируют тот обещанный праздник, замешанный на «земной» кулинарной традиции и эффектном выходе в запредельное, в космос…

Конечно, можно следом вкусить и его заводной «Арабики», но, наверное, это уже будет другая кулинарная история, возможно, про варку кофе… по-турецки.

«Другая газета в Кувандыке»

25.9.2013 г.

 

SAM_1844              SAM_1881              SAM_1882

 

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 

SAM_828Тамара Ясакова

ДЫХАНИЕ ВДОХНОВЕНИЯ

«Потрясающе!, «Шикарно!», «Изыскано!», «Эффектно!» — лились слова восторга. На лицах посетителей музейно-выставочного центра удивление, радость. Работы Татьяны Зейлерт — поэзия. Притягивает желанная красота цветов. Они, как дети, любимы художницей. Она с ними играет, смеётся, улыбается, озорует: «Сирень в шляпе», «Подснежники с радугой». Умеет Татьяна Васильевна опровергать обыденное. Пусть «Пионы в вазе», «Сирень в банке», Ромашки в корзине», но такая в них безбрежность момента, рождение радости. Не случайна выставка её работ названа «Свет души». Откуда приходит он? «Ткань, как чистый лист. Замираешь. Рука создаёт первый штрих, второй… Принимай сердце, осмысливай разум, — Т.В. Зейлерт прислушивается к себе. Разве передашь словами веяние вдохновения? А вот как оно воплотилось и отозвалось в сердце человеческом, узнать можно. Послушаем отзывы. В.П. Калачёв, начальник отдела культуры, поблагодарил Татьяну Васильевну за живое, оригинальное творчество, поздравил с юбилеем.

«Благодать нисходит на талантливых людей, а от них идёт к нам», — В.А. Шляндина, первая учительница Т.В. Зейлерт, рада, что таким бутоном расцвело чувство прекрасного, посеянное в душе девочки-отличницы её родителями, школой. «Понимание красоты в генах у Татьяны Васильевны. Её отец В.А. Арзамасцев — художник. Народный умелец писал пейзажи, портреты, увлекался резьбой по дереву, фотографией. Хранится в музее бюст Дударева, выполненный Василием Андреевичем» — подтвердила Р.С. Байгильдина, научный сотрудник музея. «Эта женщина-самородок. Безграничен список её умений. Только сильная, любящая личность способна на создание таких шедевров», — охарактеризовала свою ученицу Т.А. Вольфсон. «Околдована, очарована изяществом, красотой, женственностью, великолепием вкуса и чудотворением рук Т.В. Зейлерт», — не могла скрыть восхищения Ольга Дутикова. И в то же время, как заметила З.И. Сазонова, сколько было вложено труда, чтобы так кристально чисто зазвучали эти работы. Р.Г. Ханнанова, председатель районного родительского комитета, высказала пожелание, чтобы это чудо творения рук человеческих увидели дети. До 11 ноября открыты двери в мир трепетных ощущений. «Красота — воспитатель души».

Музейно-выставочный центр притягивает таланты. Народные песни в исполнении Екатерины Рединой, Анны Тайдаковой под аккомпанемент баяна (А.А. Доронькин) стали прекрасным музыкальным фоном на котором струился духовный свет добра и вдохновения.

газета «Новый путь»

27.10.2011 г.                              

SAM_3506            SAM_3502              100_1920

……………………………………………………………………………………………………………………… Татьяна Васильевна Зейлерт

 

 

0987;Елена Огнева

МАСТЕРА И ПОДМАСТЕРЬЯ

Рассказ мой о глине, материале настолько для нас привычном, что, как-то не особо задумываясь, походя, повторяем слова: «И создал Господь Бог человека из праха земного…» То есть из глины, как традиционно считается.

Она — проста для неискушённого человека, и лишь когда ощутишь в работе её податливость, её вязкость, её готовность быть всем, чем ты ни пожелаешь, прикипаешь к ней навсегда.

Залежи её встречаются повсеместно, более мне известен карьер на окраине Кувандыка, в местечке, называемом Касейка. Эта глина, на мой взгляд, пригодна как для строительных работ, так и для лепки, к примеру, игрушек.

Но в разговоре с дипломированным мастером-керамистом, выпускницей Оренбургского художественного училища, Еленой Михайловной Ларионовой узнаю, для высокохудожественных работ необходима глина, как специалисты сказали бы, жирная, с небольшим количеством песка. Сама она привезла для себя ведро подходящей глины с Халиловского закрытого карьера, там она идёт даже на экспорт. Эта пластичная глина настолько хороша, что, если её раскатать в лепёшку, а затем свернуть, не будет на ней ни трещин, ни изломов.

Сейчас Елена Михайловна готовится к учебному году, она преподаватель художественного отделения Кувандыкской Детской школы искусств. И, конечно же, своим ученикам она с радостью передаст все тонкости любимого дела. Тут нужно знать и как приготовить правильно материал, — дело это, ох, какое кропотливое, и уметь вытягивать из бесформенного куска игрушки-забавы в народных традициях: важных барышень, лошадок и зверушек. А потом также нужно иметь терпение — просушить изделие, и обжечь в муфельной печи, которая служит юным керамистам на отделении уже много лет.

Разговор о ней особый — для первого обжига она подходит, максимальная температура её 700 градусов, а вот для повторного, для того, чтобы покрыть изделие глазурью, нужна другая температура, уже 1200-1300 градусов.

В этом году у преподавателей художественного отделения большая радость — выделены деньги на приобретение новой муфельной печи, объёмом 65 литров, она будет доставлена в школу с Челябинского завода-производителя.

Уже строятся планы лепить с детьми и более серьёзные, объёмные вещи. Есть задумка — разработать сначала в зскизе, а затем в материале символ-сувенир города Кувандыка.

Можно стараниями энтузиастов-прикладников развить востребованный ныне, сувенирный промысел, всё — не на пустом месте, вспомним прошлое: на улице Гончарной почти в каждом дворе стояла печь для обжига керамики, да и кустарно-промысловая артель имени Ленина в сороковых-пятидесятых годах производила глиняную посуду для нужд населения.

Материал лежит, можно сказать, под ногами, есть у кого поучиться, но кто дерзнёт?

«Другая газета в Кувандыке»

21.8.2013 г.

 

100_1682                        рим-4

Елена Михайловна Ларионова и «барыньки с кавалерами» Рима Забирова (село Гумарово)

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

 

CIMG2777Елена Огнева

ПРО ГРИБЫ, НОЖ-КЛАДЕНЕЦ И НОЕВУ ЛАДЬЮ

Пожалуй, не ошибусь, если скажу, что мир движим любознательными, замороченными на идеях людьми, ищущими в меру высоты полёта своей мысли. Кто-то ищет сногсшибательные сенсации, запредельные знания, француз, как водится, — женщину, ну а кто-то — просто грибы. Сказочный русский богатырь Еруслан, например, искал волшебный меч-кладенец, чтобы сразиться со злобным царём-завоевателем и нашёл его под говорящей головой богатыря Рослана-бея.

Ну и я решилась соригинальничать, используя подсказки народного эпоса: придумала свой нож-кладенец, конечно же, волшебный, никак иначе. Но загадала, что будет он помощником не в ратных делах, а только лишь помогать находить мне ягоды-грибы, а то и травку лечебную какую.

Захожу с ним в зелёные хоромки, да с поклоном: «Здравствуй, Лес! Позволь попользоваться твоими богатствами!». Тут же резные листочки ответно шелестят лесным согласием. Нож волшебный — в руку, да и к нему с заданием, найди, мол, самые что ни на есть лучшие грибы! И ведёт он меня через бурелом вихлявой, только ему ведомой тропкой, точно к грибной семейке!

И однажды вынесло меня так на полянку, даже место укажу какое: в лесочек на горах возле Дома отдыха «Сакмара». А там… стоит один гриб, но какой! Тонкая ножка, сантиметров тридцать пять высотой, огромная, даже шляпкой грех назвать, узорчатая чешуйчатая шляпища. Ноги у меня сами и подкосились, не иначе как вышла на грибного Царя! Только дома, в справочниках, нашла ему название — гриб-зонтик пёстрый! В одних источниках — съедобный и вкусный, деликатесный, в других же говорится, что этот гриб имеет много разновидностей и изучен недостаточно.

Есть золотое правило грибника: если не уверен в грибах, лучше не рисковать. Говорю так, вспоминая день — это было осенью прошлого года, когда мой давнишний знакомый, поэт Владимир Курушкин решил провести надо мной эксперимент: не предупредив, накормил малоизвестными грибами шпальниками, растущими, уже по названию понятно, на шпалах и телеграфных столбах. Они, маринованные были хороши, но комментарии местного Сальери по поводу условносъедобности были для меня тогда неубедительны: пришлось поволноваться.

Сам он начинает грибной сезон с середины мая: набирает сморчков, по его описанию, кудрявых и остроконечных, как казачьи шапки. И весь грибной сезон Володя бывает с урожаем. Каждый год он собирает всё, что у нас произрастает полезное: ягоду всякую, лечебные травы, дикий лук и чеснок, белые грибы, грузди, подосиновики и опята. По-случаю, всё это продаёт. Вот сейчас, после прошедших дождей, по его прогнозу, пойдут вешенки и подосиновики. Один подосиновик, очень большой, он уже нашёл. Три подосиновика, огромнейших по размеру, нашёл на днях другой кувандыкский поэт Анатолий Сахаров.

Сама я люблю собирать, так называемые, поплавки. Молодые они так похожи на выезжающие из подземных ангаров боеголовки, но по цвету неожиданно нежно лимонные! Нравится срезать и зимние опята, припорошенные первым снежком. Они растут-красуются дружными семейками на стволах деревьев и пеньках.

Кто-то в лес идёт по грибы, а есть искатели другого плана. Вот специально в наш город, на два дня приехала мистик и журналист Арсения Петровна Никитенко из села Иерусалим, что в Костромской области. Она, обладая даром яснослышания, по её словам, приняла от высоких источников информацию о том, что в городе Кувандыке, в районе горнолыжки находятся восемь порталов, в которых происходит подпитка энергией души и духа, а также там — захоронения наших Праотцов-великанов, в том числе и самого Ноя. Ещё утверждает, что нашла место, где находится сам Ноев ковчег, вернее, как ей видится, большая ладья. Расположен он в холмистых Шиханах, неподалёку от станции Чебеньки. Арсения Петровна советует: «Нужно хорошо промолиться детям Уральским, чтобы получать верную информацию напрямую из верхних слоёв атмосферы».

С маленьким багажом, с сумкой на колёсах, эта женщина-романтик, запросто разгоняющая тучи, но сама в проливной дождь отправилась на поиски священных мест.

Как говорится, кто ищет — тот всегда найдёт! Уж удивлять учёный мир, так удивлять по полной, добавила бы я…

«Другая газета в Кувандыке»

2.10.2013 г.

 

CIMG3020                  ее

Не здесь ли находится энергетический портал?                                  Арсения Петровна Никитенко

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………